для студентов, психологов, психотерапевтов, специалистов, работающих или желающих начать работать в сфере групповой психотерапии.
Старт курса: 19 февраля 2021
Основной целью программы является развитие навыков ведения различных видов групп и передача систематических знаний о работе с группами.
Весь процесс строится в тренинго-психотерапевтическом формате. В начале каждого цикла будет даваться структурированный лекционный материал.
Помимо лекций, участники будут проживать непосредственный опыт живого взаимодействия в группе, с развитием профессионального навыка переключения в профессиональную позицию при проведения процесс-анализа. Постепенно по ходу специализации участникам все больше будет предоставляться возможность вести группу с последующей супервизией и профессиональным разбором.
При составлений программы основными опорами служил собственный многолетний опыт (более 17 лет) работы с группами (терапевтическими, тренинговыми, с группами личностного роста, самопомощи и т.д.), а также исследования специалистов в области групповой психотерапии Ялома И., Немииринского О., Булюбаш И. и др.
Программа «Групповая психотерапия интегративный подход» включает 6 циклов (3-х дневных). Общее количество 175 академических часов. По желанию группы возможна 1 терапевтическая группа с приглашенным тренером, либо дополнительный тематический цикл.
На первом цикле участники программы исследуют следующие теоретические вопросы:
— Научные основания групповой психотерапии
— Основные виды групп
— Организационные основы групповой терапии
— Групповой фокальный конфликт
— Групповые и личностные переживания и потребности
— Особенности работы с группой в гештальт-терапии
— Фигура и фон
— Граница контакта
— Творческое приспособление
Помимо лекционно-семинарской части значительную часть времени группа будет идти по форме терапевтической, но с остановками для осознавания, что происходит, какие процессы идут в группе, исследованием, что и почему делается, как группа движется и т.д.. В целом весь процесс строится по принципу подлинности и с определенной долей саморегуляции.
Цикл предназначен для изучения следующих основных вопросов: Теория группового развития в различных психотерапевтических подходах. Стадии развития группы; групповая динамика. Связь между индивидуальным и групповым развитием. Проблемы участников, соответствующие каждой стадии групповой динамики. Переходные процессы от стадии к стадии. Особенности работы терапевта с группой на каждой стадии. Группа как единое целое.
На этом цикле, как и на предыдущем, продолжается живой непрерывный процесс развития группы. Группа продолжает свою работу в форме тренинго-терапевтической с остановками для анализа групповых процессов. Ведущими продолжает поддерживаться феноменологическое поле группы, с минимальным структурированием процесса.
Развитие ребенка в онтогенезе и групповые процессы. Жизненный цикл семьи и групповая динамика. Правила и мифы семейной системы и группы.
Группа — это островок мира, на котором можно исследовать поведение и опробовать его новые формы. На этом цикле участникам будет предложено исследовать схожесть процесса развития ребенка и формирования группы, сравнить жизненный цикл семьи и групповую динамику, освоить свои новые возможности, раскрыть и преодолеть препятствия, возникающие на пути исследования жизни.
В процессе исследований участникам будет предложено вовлечься в игровые и театрализованные формы действия. Рисовать «телом», с закрытыми глазами, накладывать грим, лепить, конструировать и многое другое. Ведущим акцентируется и поощряется спонтанность и импровизация, позитивное отношение к окружающим, смелость и нестандартность в принятии решений, эмоциональность и осознанность в поведении.
Цикл посвящен развитию и отработке необходимых терапевтических навыков ведущего группы. Сензитивные и фасилитационные навыки ведущего группы. Терапевтические интервенции в работе с группой. Как строится выбор участника для индивидуальной работы в группе. Определение эффективной стратегии работы группового терапевта. Выбор технических приемов, групповых заданий, экспериментов, направленных на поддержание развития группы. Механизмы сопротивления и работа с «тормозящими» процесс участниками. Работа с сопротивлением группы. Диагностика общегрупповых феноменов (механизмов избегания контакта) вне связи их с определенными фазами развития группы.
Новым на 4 цикле является то, что участники группы начинают сами вести группу под супервидением тренера. После супервизии проводится профессиональный разбор. На этом цикле возможно использование видеосъемки, при условии, что все участники одобрят данное предложение.
Особенности и специфика ко-терапевтического взаимодействия в группе. Фасилитация группового процесса в ко-терапевтической работе. Распределение ролевых позиций. Факторы взаимо- и самоподдержки. Проблемы ко-терапевтического взаимодействия. Специфика работы с «трудным клиентом» в ко-терапии. Преимущества и основные проблемы в ко-терапевтической работе . Влияние ко-терапевтических отношений на динамику группы и наоборот.
(Навыки группового терапевта: навык адресации высказываний, фасилитации взаимодействия участников, распознавания групповых тем, наблюдения за распределением энергии в динамике группового процесса, поддержания групповых рамок, умения строить гипотезы по поводу группового процесса).
Особенностью пятого цикла является то, что участники будут вести группу в ко-терапии. За время цикла такая возможность будет предоставлена каждому участнику.
На этом цикле также будет совершенствоваться навык перехода от позиции участника группы в профессиональную позицию при анализе групповых процессов.
Завершающий цикл носит сертификационный характер. Защита докладов. Обсуждение и обратная связь. Демонстрация приобретенных навыков ведения группы. Супервизия. Экзаменационные вопросы, подведение итогов.
(К этому циклу участники программы готовят описание практической работы – ведение тематической группы, терапевтической группы или тренинга на пять-десять страниц. Супервидение акцентировано на связи профессиональных и личных проблем группового гештальт-терапевта и тренера).
По окончании программы для желающих возможны дополнительные циклы по темам:
— Гештальт-подход в консультировании организации
— Работа с зависимыми и созависимыми
— Основы разработки тренинга и его эффективное ведение
Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, руководитель психологического центра «Гештальт-Практика», председатель СГТ
Записаться на консультациюСертифицированный гештальт-терапевт, супервизор, тренер Московского Гештальт Института и Московского Института Гештальт-терапии и Консультирования.
Записаться на консультациюПознакомитесь с основными формами ведения группы и узнаете, как это влияет на ее работу
Узнаете организационные основы при формирование группы
Научитесь определять групповую динамику и эффективно ее использовать в терапевтических целях
Приобретете навык выделение групповой фигуры и научитесь делать выбор участника для индивидуальной работы в группе
Сформируете практические навыки в наблюдении за отдельными индивидами в группе, а также изменениями, развитием, потребностями группы в целом
Поймете, как создаются эксперименты в групповой работе
Увидите, как строится работа с механизмами сопротивления
Выработаете навык переключения с позиции участника группы в профессиональную позицию
Исследуете вопрос терапевтических отношении, перенос и контрперенос в групповом взаимодействий
Поработаете в индивидуальном и ко-терапевтическом взаимодействии под супервизией
Особое внимание в программе уделяется феноменологическому подходу и теории поля, как основным методологическим основам групповой психотерапии
Название курса: Групповая психотерапия. Интегративный подход.
Старт обучения: 19 февраля 2021 года
Место проведения: Ижевск, ул. Тимирязева, д. 13
Срок обучения: включает 6 циклов (3-х дневных). Общее количество 175 академических часов. По желанию группы возможна 1 терапевтическая группа с приглашенным тренером, либо дополнительный тематический цикл.
Тренеры: Иван Вострецов, Светлана Моисеева