Жизнь – лучший тренинг,
только очень дорогой...
Сегодня на рынке услуг появилось огромное количество предложений по оказанию психологических услуг. Кроме индивидуального консультирования есть много предложений, которые обозначены как тренинг.
Как разобраться в этом многообразии предложений? Что такое тренинг? Как выбрать именно тот тренинг, который необходим именно вам?
Именно на эти вопросы я хочу поговорить в этой статье. Я расскажу, какие тренинги существуют, и постараюсь помочь желающим пойти на тренинг определиться, какой тренинг в большей степени удовлетворит их потребности.
Начну с определения. Тренинг (психологический) (от англ. train — тренировать, тренироваться) — в самом общем значении рассматривается как метод, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков, умений и приобретение специальных знаний. Тренинг (Т) направлен на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений, на повышения общей, когнитивной компетентности каждого члена тренинговой группы.
1. Психокоррекционный Т. направлен на изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него, с конечной целью совершенствования самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп".
2. Психотерапевтический Т. направлен на разрешение внутриличностных конфликтов и кризисных состояний человека (изменение самосознания). По сравнению с психотерапевтической группой - это более активная и более структурированная форма работы, включающая разнообразные упражнения.
3. Обучающий Т. нацелен на приобретение знаний, умений и навыков в определенных областях социальной и профессиональной активности человека;
4. Организационный Т.(бизнес-тренинг), направленный преимущественно на совершенствование совместной деятельности коллективов, развитие профессиональных компетенций и получение организационного эффекта (совершенствование структуры, организации, улучшение социально-психологического климата, повышение профессиональной компетентности сотрудников и т. п.).
5. Методический Т. направлен на подготовку профессиональных специалистов в определенной области.
6. Детский Т. – в эту группу включены тренинги, направленные на работу с детьми, подростками. Поскольку в детско-подростковой среде интеллектуальный, эмоциональный и физический уровень могут сильно отличаться, то принято делить детские тренинги по возрастным категориям (7-8лет, 9-10л., 10-12 и т.д.)
Итак, существуют разные виды тренингов, я не претендую, что описал здесь все виды, я лишь выделил основные и те, которые сам провожу. При этом отмечу, что содержание каждого из указанных тренингов определяется конкретной целью и задачами, стоящими перед ведущим.
Но как разобраться какой тренинг, что в себе несет? Какой тренинг будет полезен вам, а какой может навредить? В чем польза тренинга? И что нужно делать, чтобы эффект от тренинга был долгосрочный? Обо всем этом и пойдет речь.
Первая. Если вы проходите индивидуальный курс у психолога или психотерапевта, посоветуйтесь с ним. Зная вашу личную историю, ваши индивидуальные психологические особенности и потребности, он даст обоснованный совет. К примеру, если Вам сложно отказывать людям в чем-либо, вы практически не умеете говорить “нет” и от этого страдаете, то тренинг, направленный на развитие уверенности - это то, что вам поможет приобрести необходимый навык. На тренинге, в групповых упражнениях отрабатывается именно желаемый вами навык.
Конечно, психолог или психотерапевт, может и при индивидуальной работе помочь человеку развить данный навык, но, как показывает опыт, в групповом процессе это происходит быстрее и эффективнее.
Вторая. Оценить риск попадания в секту или в деструктивный психокульт. Человеку, который не знает основ психологии, динамики группового процесса, методов влияния на человека, сложно отличить хороший тренинг от разного рода деструктивных психокультов, сект, пирамид и т.д. Это незнание и используют разного рода «специалисты», предлагая различные семинары, духовные практики, тренинги лидерства и т.д.
Отличить хороший тренинг от деструктивного, можно проведя следующий анализ. Перед прохождением тренинга встретьтесь лично и пообщайтесь с ведущим тренинга. Спросите, какова цель тренинга, что лично вам он может дать. Вы можете задать любые уточняющие вопросы, расспросить о методе работы, об образовании и квалификации специалиста. Кроме того, в личной беседе, вы можете почувствовать, есть ли у вас контакт с психологом, внушает ли он вам доверие. Если вам начнут обещать и убеждать, что вам этот тренинг необходим как воздух, что он помогает всем, и от всего, то, как минимум, нужно задуматься, как человек, который вас не знает, может гарантировать решение ваших проблем.
Также если вам начинают говорить о том, что их тренинг настолько хорош, что его необходимо всем пройти, стать членом одной, большой дружной семьи, это также должно насторожить, хороший специалист никогда не будет вовлекать в тренинг, а тем более, создавать «семью». Не меньше должно насторожить, если начинают рассказывать о том, что после тренинга все становятся успешными, лидерами, рассказывают о сказочных взлетах и т.п.
Другие тревожные признаки: если ведущий утверждает, что его методика единственная, которая «работает». На вопрос, к какой психологической школе относится их тренинговая деятельность, такие «специалисты», как правило, не могут сослаться ни на одну общепризнанную психологическую школу, и часто прикрываются восточными учениями или говорят, что это Американский (английский, голландский и т.д.) метод. Если вас начинают торопить записаться в группу, не дают времени подумать, предлагают завербовать на тренинг еще пару участников, - все это говорит о том, что вас просто пытаются завлечь для осуществления своих целей. Участие в тренинге – ваш свободный выбор, и вы сами способны принять взвешенное решение.
Профессиональный специалист никогда не будет заставлять и торопить вас, он не в меньшей мере заинтересован в предварительном знакомстве, поэтому перед тренингом он всегда проводит личную встречу, либо общее собрание. На встрече ведущий старается понять, увидеть, с кем он будет работать, поэтому он будет вам задавать вопросы, чтобы прояснить вашу ситуацию, убедиться, что у него для этого достаточно квалификации, оценить, подойдет ли участникам предлагаемая методика. Хороший специалист заинтересован в том, чтобы группа была сформирована из людей адекватно реагирующих и имеющих общий интерес, соответствующий цели тренинга. Он отдает отчет, что именно тренер отвечает за эффективность работы группы, поэтому хороший тренер никогда не будет набирать всех без разбору. Помните, психологический тренинг может вести только человек с высшим психологическим образованием. Вы вправе получить у организаторов (до записи на тренинг и оплаты участия в нем) информацию о профессиональной подготовке ведущего. Чтобы снизить риск ошибки, выясните, какова репутация тренинговой организации, ведущего.
Отдельно хочется отметить группу тренингов под общим названием “Тренинги личностного роста”. Во-первых, нужно понимать, что развитие личности происходит не за счет тренировки, а тогда, когда человек исследует себя, свой внутренний мир, выявляет свои ресурсы, механизмы их блокирования, и все это прорабатывает. Поэтому считаю, что тренинги личностного роста (развития) правильнее называть психологическими группами личностного роста. При этом отмечу, что и в ходе тематического тренинга у человека происходит личностный рост, но это скорее «побочный» результат, а главным является тот, который заявлен в цели тренинга.
В вопросе выбора тренинга главную роль должны играть ваши потребности. Решив пойти на тренинг, определите, что вы желаете получить от тренинга или от чего избавиться. Например, если вы испытываете трудности в отношениях с противоположным полом, то, соответственно, тренинг, направленный на проработку этого вопроса - это то, что вам в большей степени подойдет. Или если вы испытываете неуверенность, видите, как это мешает вам в жизни, то тренинг, направленный на развитие уверенности для вас будет правильным выбором. Еще раз хочу отметить, что главным критерием при выборе тренинга являются ваши потребности, от этого и нужно исходить. Однако помните, что название не всегда точно отражает его содержание, и чтобы не испытать на разочарование, первично познакомьтесь с программой, отзывами тех, кто проходил тренинг. Чем больше вы будете иметь информации, тем полнее будет ваше представление о тренинге, а значит и выбор вам будет сделать легче.
Часто люди путают занятия на тренинге с психотерапией. Напоминаю, тренинг - это активная форма обучения определенным навыкам, в то время как психотерапия - это более глубинный процесс, направленный на исследование различных механизмов, при помощи которых человек не дает себе свободно, естественно удовлетворять свои потребности, желания. При этом отмечу, что есть психотерапевтические тренинги, на которых идет процесс, как по закладке новых форм поведения, так и проводятся индивидуальные сессии, где участникам помогают осознать причины своих симптомов и проработать их. Целью любого тренинга является включить, запустить процесс изменения в поведении. Эти перемены, как правило, очень быстро начинают проявляться и заметны для окружающих. Результаты же психотерапии не столь быстры, они проявляются постепенно и они более глубинные, т.е. касаются не только изменения определенной модели поведения, но и жизни в целом. Поэтому процесс психотерапии более длительный, но и эффект более долгосрочный.
Основным плюсом тренинга является то, что человек получает знания посредством своего опыта. Никакая книга, никакой фильм, никакой теоретический материал, полученный человеком, но не прожитый, не прочувствованный им, не могут дать то, что дает собственный опыт. Сколько бы мы не говорили ребенку, что “ая-яй, низя”, ребенок пока не обожжется (получит опыт), поступает по-своему. Так и взрослые люди, умом все прекрасно понимая, часто не могут что-то изменить в своем поведении. На тренинге предоставляется возможность приобрести новый опыт. Тренинг - это специально созданная благоприятная безопасная среда, где каждый может попробовать то, что не получается в обыденной жизни. Поддержка, внимание и добрая атмосфера тренинга придают участникам сил и уверенности. Делая что-то новое, участник тренинга уверен, что независимо от результата над ним никто не будет смеяться, ругать и т.д. Чего нельзя сказать про реальную жизнь, где любые эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. Обучаясь новому поведению опытным путем, человек тем самым присваивает себе новую модель поведения. Модель, которую в дальнейшем он будет отшлифовывать уже в другой среде, в жизни.
Человек прошел тренинг, приобрел новый опыт, он начинает чувствовать себя по-другому, соответственно, и его поведение становится другим. Оно становится более уверенным, свободным, в общем, таким, каким он его формировал на тренинге. Это, безусловно, радует человека, и он желает, чтобы эти изменения носили долгосрочный характер и стали его обычным состоянием. Но от чего зависит долгосрочность? Не получится ли так, что через неделю или месяц все вернется на прежнее место? В первую очередь долгосрочность зависит от того, насколько человек готов к переменам и готов ли дальше их укреплять. Пройти тренинг - это лишь первый шаг в изменении того, что не устраивало. Далее предстоит самостоятельная отработка тех навыков, которые нарабатывались на тренинге. Важно понимать, что прежняя модель поведения формировалась на протяжении многих лет, и для того, чтобы новая модель ассимилировалась и стала частью вас, требуется не только время, но и систематическая тренировка.
Еще один момент, который необходимо учитывать, - это то, что на тренинге человек не только приобрел новый опыт, но он также в течение нескольких дней испытывал разные сильные чувства, переживания. От темы, от включенности участника зависит и градус переживаний. В одном случае, когда погружение в себя происходит поверхностно, градус не столь высок, в другом же наоборот погружение глубинное и градус переживаний высокий. При этом важно помнить, что на работе, дома, как и в целом во всей окружающей нас среде все по-прежнему (та же температура). Поэтому, «возвращаясь» в социум важно это понимать, что там все по-прежнему, изменения произошли только у участников тренинга.
Отсюда нужно соблюдать определенные правила безопасности. Как мы соблюдаем осторожность при большой разнице температур в помещении и на улице. Когда холодно на улице, мы одеваемся теплее, чтобы не замерзнуть, когда жарко, то мы тоже думаем о том, чтобы нам было комфортно. Так и после тренинга стоит учитывать разницу в эмоциональном состоянии, поэтому не стоит с горящими глазами набрасываться на своих близких, друзей и знакомых, рассказывая про то, как вам здорово, про пользу тренинга, и уж тем более, не нужно никого «тащить», говоря, что это им нужно.
Я считаю, что в течение месяца после тренинга, как и после терапевтической группы, лучше не принимать важных решений в своей жизни и тем более не пытаться изменить жизнь своих близких. Эмоциональное состояние в этот период нестабильное, происходит внутренняя перестройка, поэтому не стоит также сразу идти на новый тренинг или на психотерапевтические группы, приступать к изучению серьезной психологической литературы, все это лишь усложнит процесс “переваривания” полученного опыта и знаний. Лучше дать возможность себе полнее ассимилировать полученные знания, навыки и осознать произошедшие в вас изменения. И тогда эффект от прошедшего тренинга будет долгосрочным.
Формат статьи не позволяет рассмотреть все вопросы касательно тренинга, да я и не ставил перед собой такой задачи. Но если кому-то интересно узнать больше или есть желание поделиться своими впечатлениями от тренинга, который вы проходили, то пишите, и я с удовольствием подискутирую с вами на эти темы.